Если хоть раз спектакль казался очень скучным,
то правила правильного просмотра вам помогут
Вот и поговорим о финансах в театрах.
Мы, зрители, приходим в театр на спектакли. Есть много людей, которые приходят в театр на работу. Для них здание театра в несколько раз больше, чем для нас. Оно полно коридоров и комнат. Есть столовая или буфет. Гримерки общие и индивидуальные, репетиционные залы, технические отделы, склад декораций и тд. Всё это требует денег.
За всем нужно следить, все нужно обслуживать.

Например, знали ли вы, что спектакль Александрийского театра стоит 25 миллионов рублей?

Существует 83-й закон, по которому театрам государством выделяются деньги конкретно на реализацию спектаклей, а не на зарплаты, содержание исторического здания самих театров и тд. И поэтому, да, по бумажкам спектакль Александрийского театра обходится в 25 миллионов рублей, потому что ВСЕ траты театра вписаны в бюджеты спектаклей. То есть обслуживание самого здания и зарплаты даже уборщицы тоже включены в стоимость спектакля.

Сколько денег дают театрам на чистку снега с крыш?
Для московских театров норма трат на коммунальные услуги и содержание здания — 1500 рублей на квадратный метр в год.
Это 125 рублей в месяц.
В эти деньги входит чистка крыш, отопление, уборка, поддержка здания и тд.


Могут ли театры не зависеть от государства и должно ли государство помогать театрам?
1. Государственная помощь театрам – это возможность творческого эксперимента и права на ошибку для театров, если спектакль будет финансово провальным. А эксперимент это что? Это возможность роста.
2. Есть театры, которые располагаются в зданиях культурного наследия, которыми, по идее, должно заниматься государство
3. При отсутствии помощи государства, происходит перекладывание ответственности за полное содержание театра на зрителей, которые покупают билеты.




Глупо, что не учитывается, сколько денег из бюджета расходуется на само оформление и их получение, на отчетности по их расходованию, а не на создание самого художественного произведения. По дороге от точки распределения бюджетных средств до точки их применения каков объем расходов по оплате конкурсной документации, оформления документов, отчетных документов, услуг юристов, содержание и оплата работы проверяющих органов. Сколько бюджет реально теряет на содержании системы конкурсов, контроле и проверках?



«Реально 83-ФЗ, который подразумевал финансирование в зависимости от результатов деятельности на основании разработанных нормативов, не работает. Нормативы используются индивидуальные для каждого театра, и по факту театры получают ровно столько же, сколько и до реформы. То есть "от фактически достигнутого". Например, театр работал много (и новые спектакли выпускал, и зрителей у него достаточно, и спектаклей много) — значит норматив у него оказался маленьким. И дальше, чтобы получать эти же деньги, ему надо ровно столько же работать. А другой театр работал мало: и по части новых постановок, и по части привлечения зрителей. И норматив у него на "единицу продукции" — большой. И он может и дальше делать мало, а получать столько же денег, сколько и до реформы. При этом первый многоработающий — даже если он еще больше будет работать — никаких дополнительных денег не получит: ему скажут: "молодец, но считай, что это все ты сделал сверх госзадания"». ©Софья Апфельбаум

Но не все так грустно!

У нас в стране государство тратит колоссальные деньги на содержание театров, и театры находятся, в общем, в зоне комфорта, зарабатывая в среднем всего 25-30 процентов от своего бюджета.
Давайте посмотрим бухгалтерскую отчетность Большого театра за 2011-2020 гг.

Пока просто посмотрите и не пугайтесь


Вы дочитали до конца, вы великолепны!
Вы прочитали одну пятую,
дальше будут картинки, ура!
Теперь давайте посмотрим на цифры. Данная отчётность представлена в тысячах рублей.

Прибыль Большого театра с продажи билетов в 2020-м году составила 295 398 000 рублей, то есть 2,9 млрд. Эта цифра почти в два раза больше по сравнению с прибылью до 2013-го года.
Строка «Всего поступило средств»

Использовано Большим театром примерно столько же средств, сколько заработано, а остаток на конец года всегда примерно равный. Государство выделило театру в 2020-м году 5,5 млрд, то есть поддержка государства в два раза больше собственного заработка. А налог составил в 2020-м году 1 477 00 рублей, что по сравнению с заработком не так много.
Теперь давайте посмотрим на цифры. Данная отчётность представлена в тысячах рублей.

Прибыль Большого театра с продажи билетов в 2020-м году составила 295 398 000 рублей, то есть 2,9 млрд. Эта цифра почти в два раза больше по сравнению с прибылью до 2013-го года.
Строка «Всего поступило средств»
А теперь посмотрим, по одному из спектаклей, сколько мест в зале и сколько они стоят и какую это дает выручку:

548 билетов по 15 000 рублей - 8 220 000
140 билетов по 13 500 рублей - 1 890 000
110 билетов по 10 500 рублей - 1 155 000
125 билетов по 7 500 рублей - 937 500
105 билетов по 5 300 рублей - 556 500
84 билета по 3800 рублей - 319 200
58 билетов по 3000 рублей - 174 000
60 билетов по 1500 рублей - 90 000
52 билета по 200 рублей - 10 400
94 билета по 100 рублей - 9 400

Итого получается 11 106 500 рублей.
Как выживают независимые театры?


Для примера взяла «Театр.doc», в котором делаю сейчас постановку.
Если коротко, то:
«НА ГОСУДАРСТВО МЫ ПРИВЫКЛИ НЕ РАССЧИТЫВАТЬ».

«Кризис, вызванный пандемией коронавируса, тяжелее всего ударил по небольшим частным театрам и театральным компаниям, которые, в отличие от крупных государственных учреждений, не надеются на господдержку и все обычные расходы выплачивают из собственных средств» –
директор «Театра.doc», драматург и сценарист Александр Родионов.

Елена Гремина, прошлый директор «Театра.doc» и его сооснователь, создала плюсовую экономику театра, то есть театр содержит себя сам только за счет продажи билетов.
Как это удается?
«Устройство «Театра.doc» отличается от модели традиционного репертуарного театра с постоянной труппой. Наш театр всегда был концептуально объединенной площадкой, открытой для разных творческих групп. Это значит, что число зарплат у нас довольно невелико» – Александр Родионов.
В критические периоды же театр обращается за помощью не к государству, а народу.
Также частным театрам приходится оплачивать аренду площадок, что влечет дополнительные расходы. Часто независимые театры выживают также за счет различных грантов.
Выводы

Путь ваших денег с карты или из кошелька проходит через сервисные сборы и комиссии платежных систем и приходит в театр. Идет на содержание здания, зарплаты, обслуживание техники, расходы на сами постановки и тд. И еще по федеральному закону от 26.07.2019 № 210-ФЗ облагается налогом.
Региональные и муниципальные музеи, театры и библиотеки могут исчислять налог на прибыль по ставке 0% при условии, что доходы от основной деятельности составляют не менее 90%, то есть практически не финансируются государством.

Ваш путь в театре начинается не с вешалки, а с афиши и купленного билета. Надо оплачивать хостинг и домен сайта театра, затем комиссии и сборы платежных систем, почтовый ящик и систему рассылок писем. Нужна зарплата людям, которые пишут эти письма для почтовых рассылок и которые регулярно обновляют афиши и сайты. Дальше. Вы входите в театр: опа, зарплата охраннику, уборщице, благодаря, которой чистый пол. Зарплата, контролеру, который проверил билетик и который попросил надеть масочку и проверил температуру. Оплата за свет, который горит и батареи, которые греют гигантское здание. За чистку снега с крыши, чтобы он не свалился вам на голову. Дальше вы сдаете вещи куда? В гардероб и платите гардеробщику тоже. Камердинерам, у которых покупаете програмки и которые провожают вас до места. А дальше, ух. Оплата режиссеру, драматургу, актерам, техническим специалистам, световому и звуковому операторам. Композитору, художнику-постановщику, художнику по костюмам. А еще может что-угодно сломаться в зале, здании, что-то из техники и это надо чинить, а когда много людей постоянно проходит через зрительный зал, шансов что-либо сломать много.

Поэтому вы платите не за сам спектакль, а за то, чтобы театр жил и этот спектакль в целом мог быть.
Давайте посмотрим на планы зрительного зала «Театра.doc». Получается, что выручка за спектакль варьируется от примерно 2000*12*4=96000р до примерно 2500*3*10+2300*3*10+2100*3*10=207000р



Байка напоследок

В советское время актёр очень хорошего московского театра, не будем называть, ездил на работу в театр и получал зарплату. И на проезд у него уходило больше, чем была зарплата.
Вы почти что дошли до конца статьи
Половина позади, ура!
ФОРМАТ
Telegram-канал "Вот и поговорим" о театре и жизни режиссера
Made on
Tilda